Возникшая на КИАЦ по инициативе Владимира Беличенко рубрика «Их опыт достоин подражания» заслуживает отдельного разговора. Действительно, при наличии множества примеров из истории, где фигурируют фамилии казачьих атаманов и казаков, внесших заметный вклад в воинскую славу России, расширение и укрепление границ нашего Отечества, их количество резко обрывается, как только мы приближаемся к нынешнему веку. Напомню известную фразу А.С. Грибоедова, произнесенные от имени Чадского: «Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?».
Где они сегодняшние герои-казаки, с которых можно брать пример и на кого захотят быть похожими подрастающие казачата?
Владимир Владимирович Беличенко, подчеркивая, что он эксперт (член Экспертно-консультативного Совета Комитета по культуре и Комитета по образованию Федерального Собрания государственной Думы Российской Федерации), недвусмысленно дает понять, что «мы просто обязаны ломать папаху» перед Евгением Дробышевым, Владимиром Высоцким, Александром Яровым, Сергеем Данилевским. Но почему то в комментариях к этим материалам, в которых часто фигурирует определение «наш герой», не видно, чтобы под словом «наш» или «мы» были готовы поставить подписи многие казаки. Во всяком случае, из тех, кто имеет возможность писать в комментариях или на форуме, где эти публикации уже вызвали оживленное обсуждение.
Есть и мнения совершенно противоположные тому, что пишется в рубрике «Их опыт достоин подражания». Например, о том же С. Данилевском:http://rugrad.eu/communication/blogs/Kazaki/1476/ Если это клевета, то может стоит разобраться и привлечь к ответственности тех, кто ее распространяет? Аналогично и в отношении Александра Ярового. Зачем давать помоить людей достойных подражания.
Не уверен, что стоит начать сейчас обсуждение героев новой рубрики. В их жизни и делах, безусловно, есть факты заслуживающие уважения. При желании же на каждого из нас с вами можно найти некие чернящие моменты либо отнести к таковым факты биографии. Они образуют ту самую «чернуху», которой наполнено информационное пространство. Немало ее пролазит и на КИАЦ и на Форум нашего портала. Это одна из причин, по которым из 837 тем Форума КИАЦ сторонним посетителям видны только несколько, а зарегистрированным пользователям не более 50%.
К сожалению, мы чаще судим о людях не по их делам и поступкам, а по внешним атрибутам, включающим национальность, принадлежность в настоящем или прошлом к определенным партиям, службе в некоторых госструктурах, по наградам, должности и т.д.
Хотелось бы поговорить не о самих личностях, а о критериях оценки. Какие из них являются определяющими для того, чтобы можно было сказать: «Да, этот казак достоин уважения».
Лично меня потрясла присланная на КИАЦ статья "Служили два товарища" о казаках-ветеранах Великой Отечественной Войны Иване Георгиевиче Скоморохове и Михаиле Яковлевиче Наганёве. Поразило как точно автор или авторы (скромно подписавшиеся Казаки станицы «Средняя») сумели подобрать слова и выделить черты характера и детали, передающие «чувство связующей поколения пуповины – того фундамента, на котором судьба дала нам шанс возвести здание под названием завтрашний день.»
Если попытаться выделить нечто объединяющее всех настоящих героев-казаков, то это будет жизнь или кровь, отданные за Отечество, самоотверженное служение народу, спасение жизней своих товарищей. Иногда один единственный поступок, говорит о человеке больше чем можно выразить многими словами.
В военное время, в ситуации опасности, значимые качества и черты характера человека проявляются особенно наглядно. Но как они проявляются в относительно мирное сегодняшнее время?
Факт участия в войне в Афганистане, а тем более в Чечне, или других «горячих точках», на мой взгляд, не может быть таким критерием. Даже при наличии государственных наград. Довелось как то близко пообщаться с одним Героем России. Послушал о его подвигах в Афганистане, где он кроме прочего прославился количеством изнасилованных женщин, о смакуемых им деталях того как убивал детей и всех кто был в жилье… Возникало ощущение, что это просто подонок, получающий удовольствие от убийства людей - «машина» для убийства, а не герой.
И вспоминаю рассказ о Евгении Родионове, которому чеченцы отрезали голову в день его рождения за то, что он отказался сменить веру и снять нательный крест. Не могу забыть и рассказ о его матери, которая прошла настоящий ад, отправившись на поиски тела сына и снова вернулась туда, чтобы забрать его голову. Возможно ли во время нынешней духовной смуты и утраты обществом ориентиров, позволяющих отличить зло от добра, найти если не идеалы, то хотя бы образцы, на которые можно равняться самим или равнять молодежь?