апорожское казачество защищало южные границы России, но одновременно и укрывало беглецов, прятавшихся на Сечи от преследования царских властей. Правительство Екатерины II вынуждено было терпеть казацкую вольницу, пока нуждалось в ее помощи для борьбы с турками и татарами. Однако после победы в Русско-турецкой вой-не 1768—1774 годов царское правительство перестало нуждаться в сохранении Сечи. Кроме того, во время Крестьянской войны 1773—1775 годов, когда против режима Екатерины II выступила повстанческая армия Емельяна Пугачева, на Запорожье произошли антиправительственные волнения.

В итоге, после победы царизма над пугачевщиной, указом Екатерины II от 14 августа 1775 года Запорожская Сечь была ликвидирована. Земли запорожцев стали раздавать русским и украинским помещикам, а местное население закрепощалось или превращалось в государственных поселян. Многие казаки бежали в турецкую Добруджу, где основали Задунайскую Сечь и числились на султанской службе. В 1787 году из бывших запорожцев, оставшихся в российском подданстве и живших близ турецкого пограничья на Южном Буге, было образовано Черноморское казачье войско. Но в 1792—1793 годах, после новых побед России над Турцией, его отряды были переселены на Северный Кавказ, где возникло кубанское казачество.

До XVII века в России также существовала особая категория служилых людей — городовые казаки. В XIX—XX вв. в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооруженных сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем в русском обществе в быту разных регионов и местностей империи слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек», «вольнонаемный работник», «свободный воин» и др.

К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в Центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Российского государства; были образованы и другие казачьи войска. C 1827 года верховным атаманом всех казачьих войск назначался наследник царского престола.

К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. За счет этого они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и ее власти внутри.

В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой Белого движения, а впоследствии — крупной частью белой эмиграции. Многие казаки также были на стороне большевиков, но во время и после войны казачьи области подверглись крупным гонениям до середины 1930-х гг. В ходе Второй мировой войны казаки воевали как на стороне СССР, так и нацистской Германии. Казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР после хрущевской оттепели.

После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие казаки принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Существуют также множество казачьих обществ на территориях современных Казахстана, России, на Украине и в других странах.

Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, слово «козак» пришло в русский и польский языки из украинского и восходит к древнерусскому «козакъ», что означало «вольнонаемный работник, батрак». В словаре В. И. Даля отмечается, однако, что этот термин «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». У него под казаком понимался «войсковой обыватель, поселенный воин», принадлежащий «казацкому сословию», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наемный работник» (не поденщик), иногда «прислуга».

Покорение Сибири также напрямую связано с казаками. Процесс завоевания и включения Сибири и Дальнего Востока в состав Русского (Российского) государства со второй половины XVI до XIX века традиционно считается начатым в 1580 году походом казаков Ермака против Сибирского ханства.

Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 140 028 казаков (то есть людей, называющих себя казаками), из них 95,5% — в Южном федеральном округе.

РГРК «Голос России»