Каждый, кто проезжает по автотрассе
Ростов – Сальск, обязательно запомнит утопающие в зелени улицы станицы
Кировской: современные дома гостеприимных кировчан, торговые и культурные
центры, тучные нивы полей. И трудно себе представить сегодня, что именно об
этих местах писал В.И.Ленин: «К юго-востоку от Ростова-на-Дону … царит
патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость».
Когда-то на месте станицы была безбрежная степь,
ограниченная с востока и запада казачьими поселениями бывших сторожевых станиц.
В ковыльных безбрежных степях обосновались конезаводчики. Небольшая часть земли
обрабатывалась, но варварски, плодородные чернозёмы зарастали сорняками.
Правители Донской области
исходатайствовали в 1808 году у царя «повеление» об основании вдоль почтового
тракта на Кавказ четырёх станций, преобразованных позже в станицы. В этом
пустынном крае вначале поселили около 400 семей выходцев с Украины, а позже
«потомственных» казаков из станиц области.
Эта стосаженная грунтовая дорога проходила и через маленькое
поселение. По тракту день и ночь шёл транспорт: обозы с зерном, отары овец, с
гиком проносились ямщицкие тройки. В поселении было 18 дворов, хозяева которых
вели охрану дороги. В этом месте были часты случаи различных злодеяний –
убийств, грабежей. Это послужило поводом к названию хутора «Злодейский».
В маленьком населенном пункте, где
сейчас расположилась станица Кировская, 190 лет тому назад было всего 18
казачьих хозяйств, которые несли охрану дороги. В этом месте были часты случаи
различных злодеяний — убийств, грабежей почты. Это и послужило поводом к тому,
что за малозаселенным поселком укоренилось название «Злодейская».
По данным всеобщей переписи населения
России в 1897 году (по состоянию на 28 января), в поселке проживало всего 84
человека. Из них 49 мужчин и 35 женщин.
Перед первой мировой войной царское
правительство решило связать железной дорогой Ростов и станцию Торговая (ныне
город Сальск). К 1915 году строительство дороги было завершено. На трассу выехала
комиссия строителей и путейцев, чтобы принять дорогу и дать названия станциям и
разъездам. О благозвучии названий не очень заботились: Злодейская, Козлова
Балка, Верблюд…
Одновременно строилась и железнодорожная станция Злодейская.
В 1912 году кроме здания вокзала, уже были построены 36 будок и 2
железнодорожных дома около вокзала. В одном из них в настоящее время живут
рабочие – железнодорожники, а в другом, разрушенном фашистами в годы Великой
Отечественной войны, после его восстановления, разместился Кировский сельский
совет и Кировское почтовое отделение связи.
Территория современной станицы Кировской стала быстро
заселяться с 1920 года поселенцами из соседних хуторов. По спискам переписи
1926 года по Северо-Кавказскому краю на территории станции Злодейская проживало
53, а в хуторе Злодейском – 107 жителей.
Перед первой мировой войной царское
правительство решило связать железной дорогой Ростов и станцию Торговая (ныне
город Сальск). Строительство началось в 1910 году, которое протянулось от
города Батайска на город Сальск.
К 1915 году строительство дороги было
завершено. На трассу выехала комиссия строителей и путейцев, чтобы принять
дорогу и дать названия станциям и разъездам. О благозвучии названий не очень
заботились: Злодейская, Козлова Балка, Верблюд…
Одновременно строилась и железнодорожная станция Злодейская.
В 1912 году кроме здания вокзала, уже были построены 36 будок и 2
железнодорожных дома около вокзала. В одном из них в настоящее время живут
рабочие – железнодорожники, а в другом, разрушенном фашистами в годы Великой
Отечественной войны, после его восстановления, разместился Кировский сельский
совет и Кировское почтовое отделение связи.
Территория современной станицы Кировской стала быстро
заселяться с 1920 года поселенцами из соседних хуторов. По спискам переписи
1926 года по Северо-Кавказскому краю на территории станции Злодейская проживало
53, а в хуторе Злодейском – 107 жителей.
Территория современной станицы Кировской стала особенно
быстро заселяться с 1920 года. Население прибывало из станицы Хомутовской и
окрестных хуторов: Родник, Красный Яр, Полячки, Шамшево. В 1927 году в станице
было уже около 40 дворов. Назывался поселок «Казачьи выселки».
Весной 1929 года в зале станции
Злодейская был проведён сход жителей станицы, на котором было объявлено о
решении объединиться мелким хозяйственникам, и им было предложено вступить в
кооператив. 10 октября 1929 года Совет народных комиссаров издал Указ №260 «О
создании нового кооперативного хозяйства №2 Кагальницкого района Ростовской
области». И эта дата является годом основания будущего ЗАО «Ростовский».
В 1929 году, во время коллективизации, в
поселке Злодейском образовалась сельскохозяйственная артель «Новый мир»,
которая стала крепнуть, и в поселок потянулись люди. Появление в артели
тракторов привело к созданию в 1935 году Злодейской машинно-тракторной станции.
В этом же году 80
малоземельных крестьян трёх соседних донских хуторов объединились в колхоз, в
самом названии которого отразился дух того времени, – «Новый мир». Его
богатство, составляло 8 пар быков, 2 сохи, около 2000 гектаров земли – вот и
всё, чем владело товарищество. Но так велика была вера людей в светлое будущее,
так сильно было желание преобразовать свою землю на коллективной основе, что
маленькое по нынешним масштабам хозяйство, действительно стало началом новой
жизни. А уже в 1951 году на основе «Нового мира» и других мелких хозяйств был
создан колхоз «Память Кирова» («Донская степь», В.Агафонова).
1930 год стал знаменательным для нового
совхоза, созданного рядом со станцией в степной зоне, удобной для
животноводства. Здесь вырос новый совхозный поселок с многоквартирными домами,
конторой, больницей, столовой, магазином и клубом. Обнаруженные залежи глины
позволили примитивный кирпичный завод, где кирпичи делались почти вручную, но
фермы и дома стали строить из местного кирпича. А дети работников помогали
озеленять совхозную территорию, насаживая фруктовые деревья и пирамидальные
тополя.
В 1931 году
основан совхоз имени Вильямса, в это же время в посёлке открыта начальная школа.
В ноябре 1951 года станица Злодейская переименована в
станицу Кировскую. Позднее были переименованы и другие населённые пункты,
входящие в состав нынешнего муниципального образования.
За период с 1 января 1968 по 1 января 1988 года населённые
пункты Отделение №1, №2, №3, №5, Ферма 2-я совхоза №2, Ферма 3-я совхоза №2
были соответственно переименованы в: Новонатальин, Берёзовая Роща,
Новоракитный, Малодубравный, Глубокий Яр, Зеленопольский.
Хозяйства богатели, а вместе с ними расцветала и наша
станица. Строились школы и больница, заново возведён разрушенный элеватор, появились
библиотеки и дома культуры, расширилась сеть инфраструктур – (магазины, служба
быта, филиалы сбербанка).
Во время войны совхоз эвакуировался в
Западный Казахстан, а фашисты, заняв станицу, разместили в здании новой школы
конюшню, танками въехали в клуб, жгли и разрушали саманные постройки, сожгли
элеватор близ станции. Освобождение пришло с востока в феврале 1943 года, а в
конце декабря работники совхоза вместе со скотом вернулись в разрушенную станицу.
К 1951 году в станице существовало уже
три сельскохозяйственных предприятия: колхоз имени Кирова, совхозы «Ростовский»
и имени Вильямса. Хозяйство богатели, а с ними расцветала и станица — построили
заново здания элеватора, нефтебазу, в каждом хозяйстве открыли среднюю школу,
Дом Культуры, появился филиал районной библиотеки, инфраструктурные службы
(магазины, служба быта, филиалы сбербанка). Станцию переименовали в
Конармейскую. Территория станицы увеличилась в несколько раз. Каждое хозяйство
благоустраивало свою территорию, стараясь улучшить жизнь своих работников. В
результате станица полностью газифицирована и обеспечена артезианской водой и
канализацией.
В
настоящее время Кировское сельское поселение это муниципальное образование в
составе Кагальницкого района Ростовской области. Административный центр
поселения – станица Кировская находится в 13 километрах от районного центра и
42 километрах от областного города Ростов-на-Дону. Общая площадь муниципального
образования 297,45 квадратных километров (21,7% от общей площади Кагальницкого
района).
Численность населения по данным на 1 января 2010 года
составила 8006 человек.
Информация взята: